ПАМЯТКИ

 

 Общие правила составления плана

при работе с текстом.

 

  1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

 

Правила конспектирования

 

  1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена.
  2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
  3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.
  4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
  5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

 

 Как дать рецензию на ответ товарища

 

  1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
  2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
  3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение
  4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.
  5. Укажите ошибки и недостатки речи.

 

 

Рекомендации по написанию реферата

 

  1. Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
  2. Составьте план.
  3. При чтении литературы выделите основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них свое внимание.
  4. Классифицируйте собранный материал, обобщайте, сделайте вывод.

 

Структура реферата:

 

  1. План или оглавление с указанием страниц.
  2. Обоснование выбора темы.
  3. Теоретические основы выбранной темы.
  4. Изложение основного вопроса.
  5. Вывод и обобщение.
  6. Практическое значение реферата.
  7. Список используемой литературы.
  8. Приложения.

 

 Примерные аспекты содержания реферата:

 

Вводная часть:

- обоснованность выбора темы (ее актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).

 

Основная часть:

- суть проблемы, изложение объективных сведений по теме реферата;

- критический обзор источников;

- собственные сведения, версии, оценки.

 

Заключение:

- основные выводы;

- результаты и личная значимость проделанной работы;

- перспективы продолжения работы над темой.

 

Оформление титульного листа:

название учебного заведения,

тема реферата,

Ф.И. автора, группа,

Ф.И.О. учителя,

год написания реферата.

 

Отзыв учителя:

  • содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;
  • умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;
  • умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;
  • присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
  • умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;
  • правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление;
  • сопроводительные материалы к реферату.

 

      Рекомендации по созданию презентации

 

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; название школы.
  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  • Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
  • Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

 

Рекомендации по оформлению презентаций в Microsoft Power Point

  • Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.
  • Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.
  • Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.
  • На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.
  • При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.
  • Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.

 

Порядок и принципы выполнения компьютерной презентации

Перед созданием презентации необходимо четко определиться с целью, создаваемой презентации, построить вступление и сформулировать заключение, придерживаться основных этапов и рекомендуемых принципов ее создания.

 

Основные этапы работы над компьютерной презентацией:

  • Спланируйте общий вид презентации по выбранной теме, опираясь на собственные разработки и рекомендации преподавателя.
  • Распределите материал по слайдам.
  • Отредактируйте и оформите слайды.
  • Задайте единообразный анимационный эффект для демонстрации презентации.
  • Распечатайте презентацию.
  • Прогоните готовый вариант перед демонстрацией с целью выявления ошибок.
  • Доработайте презентацию, если возникла необходимость.

 

Основные принципы выполнения и представления компьютерной презентации

  • помните, что компьютерная презентация не предназначена для автономного использования, она должна лишь помогать докладчику во время его выступления, правильно расставлять акценты;
  • не усложняйте презентацию и не перегружайте ее текстом, статистическими данными и графическими изображениями;
  • Не читайте текст на слайдах. Устная речь докладчика должна дополнять, описывать, но не пересказывать, представленную на слайдах информацию;
  • делайте перерывы. Не следует торопиться с демонстрацией последующего слайда. Позвольте слушателям подумать и усвоить информацию;
  • предложите раздаточный материал в конце выступления, если это необходимо. Не делайте этого в начале или в середине доклада, т.к. все внимание должно быть приковано к вам и к экрану;
  • обязательно отредактируйте презентацию перед выступлением после предварительного просмотра (репетиции).

 

Правила работы за компьютером

 

  1. Выбирайте правильную позу. А именно: прямо напротив экрана, верхняя часть монитора на уровне глаз или чуть ниже.
  2. Соблюдайте расстояние от глаз до монитора – 55-60 см (расстояние вытянутой руки). Нижняя часть монитора должна быть наклонена под небольшим углом к работающему (то есть, расположена чуть ближе).
  3. Высота сиденья кресла (стула) должна быть такой, чтобы руки, положенные на клавиатуру, были расположены горизонтально.
  4. Следите за дыханием: оно должно быть ровным, без задержек.
  5. Выполняйте как можно чаще упражнения для глаз.

 

Памятка по составлению

синквейна по пройденной теме

 

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

 

 Памятка по составлению

плана изучаемого материала

 

  1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.

 

 

 

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

 

 

 Памятка «Изучение параграфа учебника

 

  1. Прочитай весь параграф, прилагаемые документы, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях, «пропустив" их через свое сознание.
  2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи, термины.
  3. Составь развернутый план - он облегчит подготовку домашнего задания.
  4. Постарайся связать материал параграфа с тем, что видел и услышал на уроке, что записал в тетради.
  5. Свяжи материал с изученным ранее.
  6. Проверь, знаешь ли ты материал темы, мысленно перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.
  7. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа.

 

 

 

 

 

 

  

Памятка

«Подготовка домашнего задания

 

  1. При подготовке домашнего задания будь внимателен, не перепутай номер параграфа и страницы.
  2. Вспомни рассказ учителя и просмотри ещё раз записи в рабочей тетради.
  3. Проработай новые термины, проговори определения понятий вслух.
  4. Если в домашнее задание входит письменная часть – сначала обдумай ответ устно, составь план и запиши ответ, соблюдая правила грамматики.
  5. Перечитай ответ вслух, осмысленно делая упор на новых понятиях.
  6. Закрепи устный материал пересказом текста учебника.
  7. Попытайся найти дополнительную информацию по изучаемой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 Памятка

 «Как готовиться к устному или письменному ответу»

 

  1. Ответ нужно строить так, чтобы все в нем было подчинено одной главной мысли.
  2. Готовясь к устному или письменному ответу, обдумай, с какой целью вы будете говорить, какую мысль и как доказывать, в чем убеждать и к каким выводам подводить.
  3. Подбери материал.
  4. Составь план ответа.
  5. Определи стиль своего ответа и соответствующие ему выразительные средства.
  6. Определи, как будешь говорить:  торжественно, спокойно, критически, громко, тихо, в каком темпе.
  7. Проговори свой ответ перед зеркалом или близкими людьми, другу или подруге, следя за жестами и мимикой.
  8. Учти замечания, свои и чужие.
  9. Усовершенствуй свой ответ.

 

Используй следующие словосочетания:

Я думаю, что…

Я считаю,..

По-моему,

По моему мнению…

Моё мнение таково,..

Мне кажется,..

Я полагаю,..

Бесспорно, это так,, но представим,..

Я хочу поспорить.

Я другого мнения.

Я тоже так думаю, потому что…

 

Памятка

«Самостоятельная работа с текстом»

 

 

  1. Прочитай название параграфа и подумай, о чем пойдет речь.
  2. Составьте 2-3 вопроса, на которые вы бы хотели найти ответ в тексте.
  3. Прочитайте название пунктов параграфа – они обращают ваше внимание на наиболее важные моменты, о которых пойдет речь.
  4. Прочитайте весь параграф, внимательно рассмотрев иллюстрации в учебнике, графики, схемы. Запомните: информация содержится не только в тексте, но  и в рисунках.
  5. После этого ответьте на вопросы в конце параграфа. Если не смогли ответить сразу – не беда. Вернитесь еще раз к тексту и у вас все получитс