«Учительское ученичество» - это моя педагогическая философия.

 

 

 

Час ученичества - он в жизни каждой

Торжественно неотвратим.

 

М.Цветаева

 

В период сомнений в себе и в правильности выбранной профессии передо мной возникает образ настоящего учителя. Учителя, способного Хаос превратить в Гармонию, бессмысленное существование наполнить смыслом; умеющего прикоснуться к тайнам человеческого Бытия. Учителя, который не забывает, ничего не путает, он ведет за собой; творит, создает, поддерживает…

 

Идеал кажется недостижимым…, но к нему нужно все - таки идти. Идти каждый день, каждый час с ясным пониманием того, что меня ждет впереди. Именно это осознание дает мне возможность почувствовать чистоту собственных помыслов, благородство души, силу, мощь внутреннего «Я».

 

Моя педагогическая философия, очень проста: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь», а главное «Учительское ученичество»

 

Начало XXI века… Традиционное распределение функций: учитель – субъект, ученик – объект – давно кануло в лету. Мы вместе: учим и учимся. У меня нередко возникают вопросы: «А как бы проще, доступнее донести тот или иной материал, тему, чтобы это не было для детей в тягость, чтобы учение шло легко? Какие нотки души необходимо затронуть, чем увлечь детей, зажечь «огонь желания к познанию»?

 

Я учитель информатики. Она возлагает на меня определенные сложности.

 

Какие сложности могут возникнуть на пути учителя информатики?

 

Первая сложность – это слепое следование моде. Попытка использования технологии без учета собственных возможностей.

 

И вторая сложность – слепое следованию авторитету. Часто от учителей можно услышать фразу: «Я использую такую-то технологию». Таких как «Интенсивное обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала» – автор В.Ф. Шаталов; «Коллективный способ обучения» – автор В.К. Дьяченко; «Групповая форма обучения» – автор В.В. Гузеев, и труды Е. Полат «Метод проектов». Но качественный результат возможен лишь в том случае, если учитель пропустит технологию через себя и адаптирует ее к имеющимся условиям.

 

Как-то незаметно в условиях этой «задачи» робко появились, а потом и по-хозяйски обжились новые параметры: сначала в шаловливых ручках учеников появились калькуляторы, затем рядом с учебниками и задачниками – «решебники» всех мастей, и, наконец, «венец творения» – компьютер со своей всемирной паутиной… Даже телефонный номер близкой подруги запоминать не нужно («три любимых номера»). Кто они, эти пришельцы: помощники или соперники?

 

Современная технология манит за собой всех: и малого, и старого. На сегодняшний день ПК - это не роскошь, который стремительно ворвался в жизнь, а необходимое средство обучения и он стал надежным помощником ученикам и учителям. И чтобы соответствовать, заданному темпу, нужно научиться умению честно и много трудиться, трудиться осмысленно, ответственно, результативно, творчески. Этого требует от нас, учителей, сама жизнь. Эти требования заставляют меня находиться в постоянном поиске. В поиске таких форм работы, которые обеспечивают максимальную активность всех и каждого ученика в отдельности; поиск и создание новых наглядных пособий; поиск и применение новых, наиболее интересных для учащихся, связанных непосредственно с их жизнью, с окружающей действительностью ситуаций для работы в парах, группах.

 

В наше время, когда приоритетом являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность, перед учителем ставится еще одна глобальная цель – учить адаптироваться в жизни.

 

А окружающий нас мир так непрост: одновременно враждебен и доброжелателен, ярок и черно-бел, дарует горе и радость, удачи и поражения….

 

Учить адаптироваться в жизни – не значит давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Учитель учит развивать свои способности, веру в себя, веру в то, что он знает, умеет и может. Необходимо создавать все условия на уроке для того, чтобы каждый ученик осознал свою ценность и неповторимость; нужно помочь ребенку создать прекрасный мир своей души, чтобы он стал Личностью, Созидателем мира вокруг себя. И чтобы на уроке была создана ситуация успеха для каждого ученика. Это невозможно без кропотливого труда учителя и ученика, взаимопонимания и взаимоуважения.

 

На каждом уроке, читая ли рассказ, решая ли задачу, составляя ли стих, идет сложная работа, где дети учатся размышлять, наблюдать, анализировать, сравнивать, оценивать свои достижения, - одним словом, - самостоятельно «открывать» знания, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

 

Каждый ребенок неповторим, индивидуален, но у кого-то способности проявляются раньше, а у кого-то позже. Своевременно разглядеть искорку, развить – вот, наверное, самое важное дело, которое должен делать учитель.

 

Мне очень близки по духу идеи Ш. Амонашвили о том, что педагогика – носитель культурных ценностей, причем не сама по себе педагогика, а именно мы, учителя. Какие качества мы будем раскрывать в ребенке, и с какой силой, и на каком уровне, и до какой степени – от этого и будет зависеть культурная жизнь и деятельность ребенка и общества в целом.

 

Учитель, уважающий мысли, чувства и права ученика, может добиться многого - только в сотрудничестве возможны развитие и самосовершенствование взрослого и ребенка.

 

Дети разные. Любить их, - шепелявых, конопатых, упрямых, непослушных, - значит уметь понимать их, помочь им развивать себя, не обезличивать, работая на «середнячка», быть объективным и справедливым в оценочных суждениях.

 

Мечта любой школы и любого ученика – умный, добрый, все понимающий и умеющий учитель.

 

Дотянуться бы хоть чуток, до этой высоты…